Часть 1 Ассоциограммы
Из чего состоит язык? Слова, слова, слова…. Они нанизываются на каркас, основу – грамматику. Однако зачастую даже знающий основные времена и конструкции студент «звучит» очень бедно. Interesting, beautiful – вот, в общем-то, и все его прилагательные. Go, cook, run, do – все используемые глаголы. Что тут говорить о существительных! И снова создается ощущение: «Я хоть уже не глух, но еще нем!»
У каждого бывалого ученика-иностранника есть свой способ овладения иностранной лексикой. Кто-то пишет слова на карточках и перебирает их в транспорте, кто-то клеит повсюду стикеры с обозначениями предметов, кто-то открывает словарь и учит все подряд. Выглядит это примерно так. Сегодня у нас буква “A”: aardvark[1], aardwolf[2], abaca[3] .
Один из работающих способов запоминания иностранных слов – ассоциограммы. Ассоциограммы – это таблицы, нарисованные в произвольной форме на заданную тему, помогающие систематизировать полученные знания.
Итак, предположим, тема погода. Ученик пишет посередине листа слово “Weather” и ставит от него стрелки в разные стороны. Затем, каждая стрелка получает свое имя. Например, погода зимой, летом, осенью и т.д. Далее каждая подтема может еще раз разделиться: плохая погода летом/хорошая погода летом. И непосредственно под каждым заголовком пишутся все, относящиеся к нему слова и выражения.
Интерес этого способа еще и в том, что каждый ученик самостоятельно выбирает, как ему составлять ассоциограмму. В тему погода он может добавить природные катаклизмы, обозначение температуры, пословицы. Все, что проассоциировалось со словом «ПОГОДА».
Слова, разграниченные и систематизированные с помощью ассоциограмм, запоминаются, как правило, легче, чем просто список в две колонки.
В качестве примера приведу ассоциограмму на тему «Профессии»